«Мне нравится беременный мужчина», или Кто родил русский футуризм

Burluk_04

Давид Бурлюк

Крупный, одноглазый, напудренный, с серьгой в ухе и лорнетом в руке… наверное, зачинщик движения футуристов не мог выглядеть менее экстравагантно. Вся его деятельность соответствовала и высокому цилиндру, и разрисованным щекам. Кипучая энергия, организаторские способности и несомненный талант были главными спутниками Давида Бурлюка.

Давид Давидович называл себя «отцом русского футуризма» вполне заслуженно. Семья Бурлюков была одним из ключевых звеньев в зарождении нового художественного течения в славянской среде. На ниве искусства трудились и братья, и сестра Давида. Он сам занимался не только теорией и пропагандой футуризма, но и воплощением этой концепции в живописи и поэзии.

Родился и вырос футурист в Украине. Свой жизненный путь начал с ныне несуществующего хутора в Харьковской губернии. Призвание художник ощутил еще в детстве и уже в 10 лет начал писать первые картины. Учился в Сумах, Одессе, а творческую дачу для коллег организовал в Таврической губернии, где работал его отец. Дом, в котором собирались авангардисты, находился в селе Чернянка (ныне Херсонская обл.). Туда члены группы приезжали, чтобы слагать и читать стихотворения, разыгрывать театральные постановки и писать картины с видами села.

KMO_116350_04861_1_t218_181845

Энергичный Давид Давидович постоянно постигал азы живописи. После обучения в художественных студиях Германии и Франции, он отправился в Московское училище, где познакомился с Владимиром Маяковским, для которого стал другом и наставником. Феномен Маяковского случился благодаря Бурлюку, последний не только одалживал начинающему поэту деньги, но и знакомил его с европейской литературой и всячески поддерживал.

Давид, который к тому моменту уже участвовал в русских и зарубежных выставках, стал ядром новой генерации художников и поэтов, искавших альтернативные пути развития искусства. Вскоре они все объединились в группу будетлян (от слова будет), провозгласившую свою независимость от концепций европейского футуристического движения. Будетляне боролись за  современное  энергичное искусство, отрицая всякие культурные традиции.

Poshechina_obshestvennomu_vkusu

Впоследствии на основе этой группы Бурлюк организовал новую – «Гилею» — одну из самых известных на тот период кубофутуристических организаций. Согласно творческим идеям группы, поэзия должна была пережить модернизацию, вследствие которой появился бы новый язык и новая стихотворная форма, строящаяся не по смысловому, а по визуальному принципу. Живопись, в свою очередь, приобрела бы помимо ширины, высоты и глубины, категорию времени, тем самым изображая на полотне динамику происходящего за определенный период.

В  составе этой организации были: Велемир Хлебников, Владимир Маяковский, Василий Каменский, Алексей Крученых, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро и др. «Гилейцы» выпустили сборник «Пощечина общественному вкусу» (1912), в котором утверждали становление новой поэтической школы и отказ от традиционных литературных форм. Члены группы регулярно участвовали в диспутах и лекциях, отстаивали левое искусство перед яростными нападками классиков, за что Бурлюк и Маяковский были отчислены из Московского училища живописи. В те годы «бурлюками» называли всех радикальных футуристов. Известно, что различий между ними и хулиганами не признавали.

pW8n6

Давид Давидович организовывал для членов группы гастроли и выставки по всей России, издавал книги и журналы. Во время гражданской войны продолжил свою деятельность на Дальнем Востоке. В 1920 году эмигрировал в Японию, где принял участие в первой выставке русских художников. Изучая восточную культуру, открыл для себя новые жанры и благодаря вырученным деньгам от продаж картин смог переехать в США. В Америке поэт-живописец и дальше создавал футуристические объекты искусства, примкнув к другим русским эмигрантам. Также он встречал приезжавших в Новый свет Маяковского и Есенина.

На протяжении почти 30 лет Бурлюк совместно с женой выпускал журнал «Color & Rhyme», а также принимал участие в выставках, в частности открыл персональную в Нью-Йоркском центре искусств в 1923 году. До конца своей жизни представлял свои картины в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Сиэтле, Вашингтоне, Нью-Йорке. Открывал персональные выставки и в Германии, Швейцарии, Испании, Австралии. Неоднократно посещал СССР. Его современники тогда отмечали, что некогда эпатажный и взрывоопасный Давид Давидович во второй половине своей жизни  стал типичным рядовым гражданином, уже без сарказма и пафоса. Свой жизненный путь он завершил на американском острове Лонг-Айленд, оставив после себя множество картин, стихов, книг и газет.

183231-b1cb6-75913004-m750x740-u5d464

Имя Давида Бурлюка не раз появлялось в поэтических сборниках футуристов, но его стихотворения не были признаны столь выдающимися как, например, Маяковского или Хлебникова. Критики отмечали наличие смыслового содержания в бурлюковской поэзии, а это несколько противоречило принципам нового литературного направления. В своих творениях он широко использовал неправильные ударения, неправильные рифмы, украинские слова. Однако некоторым его стихам все же суждено было стать известными, таким как «Плодоносящие»: «Мне нравится беременный мужчина / Как он хорош у памятника Пушкина / Одетый серую тужурку / Ковыряя пальцем штукатурку / Не знает мальчик или девочка / Выйдет из злобного семечка?!». В американской половине своего творческого пути Бурлюк уже мало занимался поэзией, в основном писал рецензии, мемуары и прочее. В это время он открыл для себя фотоискусство.

futuristic-woman-1911

a-horse-lightning-1907

 

 

 

 

 

 

 

 

4b

В отличие от поэзии, живопись Бурлюка была оценена по достоинству, после смерти его картины стали еще престижнее как в прямом, так и в переносном смысле. В 2007 году футуристическая композиция «В церкви» собрала 650 тысяч долларов на всемирно известном аукционе современного искусства Sotheby’s.

Тематика его творений была самая разнообразная: от абстракций до пейзажей и портретов, которые он выполнял как в технике футуризма и кубофутуризма, так и в манере постимпрессионизма и примитивизма. Художник посвящал свои картины украинским, русским, японским и американским реалиям. Широко известный во всем мире, на своей родине он личность мало кому знакомая. Давид Бурлюк  был космополитом и судьба его картин сложилась также, они разбросаны по всему миру  в частных коллекциях и музеях. Удивительно, что лишившись глаза еще в детстве, Бурлюк сумел преодолеть это испытание судьбы и стал художником, чье видение окружающего мира не может оставить равнодушным.

Читайте также: Ретрофутуризм, или Назад в будущее

fifty-thousand-years-old-woman-on-mars-1922(1)

in-the-church-1922

 

 

 

 

 

 

 

 

portrait-of-nicolas-the-artist-s-son-1927

bathing-women-zeus-daughters

 

 

 

 

 

 

 

 

 

peasant-girl-1945windmill-in-rotterdam-1955berberian-woman-morocco-1954

 

 

 

 

 

 

 

mountain-landscape

Добавить комментарий