Фильмы-призеры: история Украины на «Берлинале»

тир

Кадр из фильма «Тир».

Уже второй день кряду кипит жизнь в Театре на Потсдамской площади, который принимает 67-й Берлинский кинофестиваль. В этом году Украина покажет 5 фильмов собственного производства, среди которых документалка «Школа №3» — претендент на главный приз в секции «Поколение: 14+».

Украинские кинематографисты ежегодно представляют свои работы на одном из самых престижных фестивалей мира. За последние два десятилетия многие фильмы попадали как в официальные конкурсы, так и в различные программные секции. Более того, некоторым картинам удалось навечно вписать себя в историю «Берлинале» и вдохновить молодых режиссеров на новые свершения.

«Астенический синдром» (1989)

Двухсерийная драма украинского режиссера Киры Муратовой была представлена на «Берлинале-1990″ в рамках основного конкурса. Картине удалось тогда заполучить специальный приз жури «Серебряный медведь». Производством фильма занималась Одесская киностудия, а главные роли исполнили российские и украинские актеры.

Эта картина времен перестройки повествует о не связанных между собой женщине и мужчине. Героев объединяет лишь тяжелое душевное состояние: в первом случае, вызванное смертью близкого человека, а во втором — духовной смертью главного персонажа. Несмотря на многочисленные награды и номинации (в том числе и «Ника»), фильм получил смешанные отзывы от критиков и правящей партии. Наличие нецензурных слов стало преградой для широкого проката.

Известно даже, что сотрудники Госкино СССР были против демонстрации «Астенического синдрома» и вынуждали Муратову вырезать из картины бранные речи. Еще большее негодование у них вызвало включение скандального фильма в конкурсную программу «Берлинале», где ему удалось завоевать один из главных призов.

«Тир» (2000)

Кинорежиссер Тарас Томенко снял короткометражку «Тир» будучи студентом университета им. И. К. Карпенко-Карого. Черно-белый фильм 25-летнего кинематографиста попал в секцию «Панорама», в которой демонстрируются арт-хаусные и авторские картины. По итогам конкурса Томенко получил почетную награду Нью-Йоркской киноакадемии — стажировку в этой известной школе.

Десятиминутный фильм показывает будни обыкновенного беспризорника, в роли которого снялся бездомный мальчик Филипп. По словам Томенко, в основе картины — реальная история детей с улицы, нанюхавшихся клея и напавших на работника тира.

Из-за полного отсутствия бюджета и постоянных изменений, съемки короткометражки заняли целый год. От нехватки средств даже родился характерный визуальный образ фильма — режиссер попросту снимал на старую поцарапанную пленку. Еще более интересна судьба главного актера, который, благодаря Томенко получил шанс на нормальную жизнь, однако впоследствии все равно вернулся на улицу.

«Шел трамвай №9» (2002)

Короткометражный мультфильм режиссера Степана Коваля получил «Серебряного медведя», как говорится, вопреки всему. Еще в процессе производства стало известно, что придется кардинально изменить первичную задумку: государственная анимационная студия не смогла предоставить бумагу и целлулоид, «благодаря» чему основным материалом выбрали пластилин. На создание мульта предполагалось потратить до 9 месяцев, а в итоге авторы вынуждены были управиться на 4 месяца быстрее. В результате спешки на международный кинофестиваль анимация отправилась без постера и английских субтитров.

Забавная история о набитом пассажирами трамвае была с восторгом принята не только в Берлине, но и на фестивале «Крок» (Гран-при), Штутгартском фестивале анимационных фильмов (Гран-при) и других.

Читайте также: «Сандэнс-2017»: названы лучшие фильмы фестиваля

Добавить комментарий