Забытый гений кинематографа

Искусство — та отрасль деятельности, которая соприкасается с каждым из нас. Как бы тот или иной человек не считал себя «далеким от искусства», он не может отрицать свой интерес к нему по простой причине: даже если совершенно не увлекаться живописью или театром, то не слушать музыку и не смотреть фильмы невозможно. Так вот остановимся поподробнее на последнем.

Сегодня кинематограф — один из самых популярных и востребованных видов творчества, стремительно развивающийся и задействующий огромное количество создателей. Это явление массовое, общедоступное и прибыльное.

b5bb96e95bf90342957848d261b35460Как всем известно, в конце ХIХ века предприимчивые братья Люмьер открыли кино широкой публике. Благодаря этому сегодня многие считают их уникальными гениями, подарившими нам «десятую музу». Талант французов неоспорим, однако для общей справедливости стоит заметить, что над созданием чудо-машины, оживляющей фотографии, корпели множество умов со всего мира, в том числе и украинец Иосиф Тимченко. В любом феноменальном изобретении самое главное – это увидеть в нем грядущую актуальность, ну и желательно запатентовать, в чем Люмьеры, в отличие от остальных, преуспели. За это они и получили свою славу сполна, как в мировом признании, так и в денежном эквиваленте, поэтому дальше разговор пойдет не о них, а о нашем соотечественнике.

Этот изобретатель, как и все гениальные люди, обладал удивительной судьбой. Родился Тимченко в Харьковской губернии, до девяти лет был крепостным, а в школу не ходил до одиннадцати и до конца своей жизни имел лишь три класса образования. Окончив церковно-приходскую школу с отличием, приехал в Харьков, где родственник помог ему устроиться в мастерскую уважаемого механика Александра Эдельберга при Харьковском университете. Там Иосиф слушал лекции по точным наукам, и, работая у механика, который на своей квартире не раз принимал императора с семьей, получал знания европейского формата.

iv4enko_kontr-5

Иосиф Тимченко с семьей

Возможно, изобретатель так и связал бы свою жизнь с Харьковом, если бы однажды не решил уехать в Америку в поисках новых возможностей. Для того, чтобы осуществить такую непростую затею, группа единомышленников упорно собирала деньги и приехала в Одессу, дабы оттуда на пароходе уплыть в Новый свет. Но здесь вмешался его величество случай и человек, владеющий собранной суммой, вдруг передумал и скрылся в неизвестном направлении.

Иосиф, видимо, счел нецелесообразным возвращаться со своей беременной женой назад и навсегда осел в Южной Пальмире. Между приездом в Одессу и изобретением прототипа киноаппарата прошли долгие годы. Тимченко трудился грузчиком в порту; работал на пароходном заводе, где изобрел прибор, позволяющий на месте чинить поломавшиеся детали, а не отправлять их каждый раз в Англию; также он изобрел первые в мире электрические часы, за которые в подарок от императора принял золотой хронометр. Вскоре талант, известный на всю империю, получил должность механика в Одесском университете, на базе которого он создал новую мастерскую, где выполнял заказы не только университета, но и частных лиц.

тимченко.и.его.билет.За 40 лет своей деятельности техник-самоучка изобрел множество геофизических, магнитных, астрономических и хирургических приборов, с которыми на международных выставках собирал серебренные и золотые медали. Но самым знаменательным среди всех изобретений стал киноаппарат. В то время как по всему миру ученые разными способами пытались оживить фотографию, на просторах Российской империи зарождающийся кинематограф не вызывал особого интереса. Собственно сам Тимченко создал свой первый прототип киноаппарата по просьбе профессора Николая Любимова, который лишь хотел проверить возможность изобретения устройства, воспроизводящего картинку так же, как ее видит человеческий глаз.

Для того, чтобы это стало возможным, Иосифом был придуман механизм прерывистой смены изображений. Новаторство заключалось в том, что кадры скачкообразно сменяли друг друга. Это позволило сделать изображение четким для зрительного восприятия, а не смазанным, как у кинетографа Томаса Эдисона. В его устройстве при непрерывном движении кинопленки выдержка должна была быть очень короткой, чтобы свести к минимуму этот дефект. Люмьеры тоже изобрели собственный механизм, получивший широкое распространение, однако он не смог полностью вытеснить приспособление Тимченко, применявшееся в некоторых кинокамерах вплоть до 60-х годов прошлого века.

redbook-19В дальнейшем наш изобретатель усовершенствовал свой киноаппарат, сделав возможным проецировать кадры на большой экран. Тогда и были созданы два минутных фильма «Скачущий всадник» и «Копьеметатель», отснятые на Одесском ипподроме. Случилось это в 1893 году. Впервые они были продемонстрированы в мастерской Тимченко, а через год — на съезде ученых в Москве. Существует также версия, что никаких фильмов и не было, только показ самого прибора. Так или иначе, маститые профессора отнеслись к киноаппарату с хладнокровной доброжелательностью: поблагодарили за столь хитроумное изобретение, но потребности в патенте и развитии не увидели.

Не прошло и полтора года, как братья Люмьер уже вовсю раскручивали свой синематограф, весной организовывая закрытый показ для бизнесменов фотопромышленности, а зимой — для всех желающих, тем самым навеки вечные вписав свое имя в историю кинематографии. В это же время изобретение Тимченко кануло в недрах Московского политехнического музея. Через год Иосиф встретился с именитыми французами на выставке в Нижнем Новгороде, где за свой метеорологический прибор он получил золото, однако все внимание общественности было приковано к братьям, подарившим миру кино.

Читайте также: About Time. Фильм, который стоит посмотреть каждому

Все могло бы быть и иначе, если бы так называемый волшебный фонарь не считался пустым нежизнеспособным развлечением, о котором с пренебрежением высказывались ученые и ближайший соперник — театр. Отнесись Тимченко к своему гениальному устройству с точки зрения искусства, а не только науки, родиной кинематографа могла бы стать вовсе не Франция.

Добавить комментарий