Фонд Мазоха: акционизм по-украински
Искусство, возникшее во второй половине XX века – это искусство содержания, а не формы, искусство идеи, а не технических параметров, искусство процесса, а не результата. И это искусство апеллирует к интеллекту зрителя. Его задачей является запуск мыслительного механизма в головах созерцающих, которые становятся соучастниками художественного процесса, как только улавливают идею автора. Современному искусству не интересна пассивная сторона зрителя, заключенная лишь в его эмоциональной реакции. Современное искусство хочет непосредственного участия каждого из нас. Неотъемлемой краской в новой художественной палитре является акционизм. Акционизм – это художественная акция без сценария, имеющая определенную цель, которая доносится до зрителя через творческий процесс, а не конечный результат. Истории известны разные движения, такие как Венский (60-е) или Московский (90-е) акционизмы, запомнившиеся своими радикальными характерами. Ярким представителем данной формы искусства в Украине является Фонд Мазоха – львовская арт-группа, появившаяся в далеком 1991 году. Свое название получила в честь уроженца Львова, австрийского писателя Леопольда фон Захер-Мазоха. Основной тематикой своей деятельности группа провозгласила остросоциальные проблемы современного общества. Основали ее художники Игорь Подольчак и Игорь Дюрич (при участии режиссера Романа Виктюка). В 1993 году Фонд Мазоха (ФМ) организовал первую в истории художественную выставку в космосе. Цель этого проекта заключалась в утверждении самодостаточности произведения искусства как такового в отрыве от культурного контекста. С этим проектом Украина впервые приняла участие в Бразильской биеннале. В следующем году в Одессе ФМ принял участие в художественной выставке с проектом «Еда для червяков». «Мазохисты» обратились к теме восстания на броненосце «Потемкин» (1905): их композиция состояла из банки, мяса, опарышей и тематической картины. Авторы, использовавшие версию об испорченном мясе для борща, которое и стало причиной бунта матросов, сделали акцент на бренности нашей жизни. Они утверждали, что все присутствующие рано или поздно станут мясом для червей и именно последние являются истинными зрителями этой экспозиции. Тогда дирекция музея поспешила убрать объект с выставки менее чем через час после открытия. Также ФМ проводил ряд масштабных почтовых акций. В 1994 году в посольство Северной Кореи в Москве была отправлена пафосная телеграмма соболезнования корейскому народу в связи со смертью лидера коммунистической партии, Великого Кормчего Ким Ир Сена. В том же году напечатана шутливая заметка в газету о невозможности проведения выставки из-за террористического акта. Эту газету доставили на борт севастопольского военного корабля, в результате чего командование судна привело экипаж в состояние боевой готовности прямо во вовремя показа, восприняв угрозу всерьез. В 1995 году ко Дню Победы ФМ отправил более 5000 поздравительных открыток немцам с фамилией Мюллер, тем самым затронув волнующих многих вопрос – кого же в итоге поздравлять с победой: развалившийся СССР или одну из ведущих стран мира – Германию. Еще одной из самых известных инсталляций «мазохистов» является «Мавзолей для Президента». В 1994 году незадолго до выборов президента Украины ФМ организовал композицию, в которой использовалась фотография Леонида Кравчука, погруженная в банку со смальцем на электроплите. После нагревания смалец плавился и президент появлялся перед зрителями, законсервированный в жире. Целью акции было указать на внутреннюю зависимость украинцев от идолов и вождей, что препятствует обретению настоящей независимости страны. Тогда этой акции всячески старались препятствовать вышестоящие структуры. Среди скандальных акций художников также выделяется «Последний еврейский погром» (1995), проводимый в Москве. Зрители самостоятельно выбирали, кем им быть — пострадавшими евреями или нацистами. Каждый был ответственен за свой выбор. Подобная акция в Киеве была сорвана якобы из-за присутствующего в ней «антисемитизма». «Беспредел гуманизма» — акция, проводимая во Владивостоке в 1997 году среди бедного населения. Ее суть заключалась в эксперименте над людьми, играющими в лотерею на гробы. Каждый выигранный гроб предлагали обменять на соответствующий набор алкоголя и еды, но никто на это не согласился. Тогда ФМ поднял проблему чувства собственного достоинства социально незащищенного человека, который не может позволить себе быть похороненным как следует. В 2001 году Украина впервые принимала участие в Венецианской биеннале и презентовать страну должен был ФМ с амбициозным проектом «Лучшие художники 20-го века». Авторы хотели показать, что по их мнению является искусством прошлого века и кто его настоящие художники, создавшие «лицо» той эпохи. Проект состоял из акций, фотографий, живописи, видео, инсталляций. Среди лучших художников оказались: политики (Адольф Гитлер, Мао Цзэдун, Пол Пот, Никита Хрущев, Вячеслав Молотов, Ким Ир Сен, Саддам Хусейн, Гарри Трумен), ученые (Зигмунд Фрейд, Альберт Эйнштейн), серийные убийцы-маньяки (Альберт Де Сальво, Джеффри Дамер), доктор (Джек Кеворкян), террористка (Ульрика Майнхоф), военные преступники (Карл и Ильзе Кох), педофил (Марк Дютру) и бандиты (Бонни и Клайд, Аль Капоне). Главная идея заключалась в том, что эти люди, изменившие по личным соображениям чью-то жизнь или целый мир, творили как художники. Художник не знает морали, не знает этики, не знает правил, он созидает в рамках собственного творческого безумия, ради своих эстетических целей. Ведь невозможно иначе объяснить идеи о чистоте нации (Гитлер), или очищение мира от фашизма с помощью атомных бомб (Трумен), или создание идеального бесклассового общества (Молотов и др.). Все личности, представленные в экспозиции, были свободны от правил и норм, что позволило им переступить через многое ради воплощения своих эстетических замыслов, лишенных моральной основы. Фонд Мазоха окрестил их настоящими художниками 20-века, полностью изменившими мир. В результате грандиозного скандала проект отклонили и вместо львовской арт-группы на первую Венецианскую биеннале в истории Украины поехали другие художники. Однако это не помешало ФМ отправиться со своим эпатажным проектом в Лондон, где, в связи с событиями 11 сентября 2001 года, публика не приняла идею «благодаря» присутствию среди «художников» террористки, вследствие чего экспозиция выставлялась на неделю меньше положенного. В 2006 году ФМ создал кинокомпанию MF Films, просуществовавшую до 2009-го. В этот период были сняты арт-хаусные картины «Las Meninas» (2008) – фильм, с которым Украина впервые приняла участие в Роттердамском кинофестивале, а также за которым последовало более 27 других международных кинофестивалей и «Delirium»(2012), получивший первый приз в Багдаде.
Читайте также: Искусство аутсайдеров: другая сторона творчества Фонд Мазоха, обращаясь к актуальным проблемам общества, создал искусство взаимоотношений, в котором зрители-участники становились составляющей частью идеи, становились носителями концепции художественного процесса, тем самым закрепляя поставленную авторами цель. |
смелые и независимые ребята, в Украине быть такими непросто. акционизму необходима свобода