Мастер гвоздей: удивительные инсталляции Гюнтера Юккера

Юккер в мастерской

Гюнтер Юккер в мастерской. Фото: pinterest.com

13 марта 1930 года родился выдающийся представитель оптического искусства (оп-арта) Гюнтер Юккер, имя которого, для людей знакомых с его творчеством, моментально ассоциируется с… гвоздями.  Да, большинство своих самых известных работ художник выполнил с помощью нетипичных для традиционного искусства материалов, которые наилучшим образом передавали его замысел.

Начнем с начала. Что же такое оп-арт? Основоположником данного направления считают художника венгерского происхождения Виктора Вазарели. В 1955 году в «Желтом манифесте» он заявил о необходимости внедрения кинетического искусства в повседневность и детально пояснил все его особенности. Одна из его разновидностей — оптическое искусство — представляет собой художественные композиции, созданные из геометрических элементов, которые буквально оживают за счет иллюзии движения. Таким образом, перед зрителем возникает уже не плоская картина, а настоящее визуальное зрелище.

Vasarely

Виктор Вазарели «Зебра» 1950. Фото: pinterest.com

В свою очередь Юккер создал уникальные образцы оп-арта, попросту забивая огромные гвозди в предметы мебели, полена и выкрашенные в белый цвет поверхности. В зависимости от своего замысла Гюнтер размещал гвозди под разными углами, то небрежно рассыпая их в произвольном порядке, то уплотняя в центре композиции. Эти рельефные инсталляции символизировали жизненную силу художника, который буквально оставлял на забитых гвоздях отпечаток своей руки. Обожаемая им белая краска трактовалась как победа над небытием и тенью существования, она словно взывала зрителя к медитации и ясности духа.

Читайте также: ТОП-5 захватывающих инсталляций Аниша Капура

Весомое влияние на творчество немецкого художника оказала философия и восточная религия, в частности дзен-буддизм. Однако его увлечения не разделяли коллеги по творческому цеху, основатели группы ZERO (Хаинц Мак и Отто Пине), поэтому находясь в рядах успешных авангардистов, Юккер продолжал двигаться в своем направлении.

Острые, в прямом смысле слова, и подчас агрессивные работы Гюнтера берут свое начало из мировых социально-политических проблем, которые беспокоят его в течении всего творческого пути. Непосредственное воздействие на искусство Юккера оказала Вторая мировая война, проявление расизма и насилия в его родной стране. Следствием всех этих переживаний стал выбор столь специфического материала для творчества. В свое время катастрофа на Чернобыльской АЭС также нашла отклик в работах художника, побудив его создать цикл произведений под названием Aschebilder.

'White_Field'_by_Günther_Uecker

Гюнтер Юккер «Белое поле» 1964. Фото: wikipedia.org

Гюнтер Юккер

Гюнтер Юккер «Органическая структура» 1962. Фото: pinterest.com

Гюнтер Юккер

Гюнтер Юккер «Stolica II» 1963. Фото: tumblr.com

Гюнтер Юккер

Инсталляция Гюнтера Юккера. Фото: pinterest.com

Автопортрет Гюнтер Юккер

Гюнтер Юккер «Автопортрет» 1967. Фото: pinterest.com

Гюнтер Юккер Инсталляция

Инсталляция Гюнтера Юккера, 1991. Фото: tumblr.com

Гюнтер Юккер_2

Инсталляция Гюнтера Юккера. Фото: pinterest.com

Читайте также: Художница Кара Уокер: откровенно о расизме

Добавить комментарий