«Оскар-2017»: ожидание и реальность

Махершала Али, Кейси Аффлек, Эмма Стоун и Виола Дэвис. Фото: oscars.org

Махершала Али, Кейси Аффлек, Эмма Стоун и Виола Дэвис. Фото: oscars.org

Итак, «Оскар-2017» случился и уже вошел в историю благодаря режиссеру Дэмьену Шазеллу, актеру Махершалу Али, документалке «О. Джей: Сделано в Америке» и халатным сотрудникам компании PwC. А теперь обо всем по порядку.

Главный фаворит 89-й церемонии вручения американской кинопремии — мюзикл «Ла-Ла Ленд» (La La Land) получил 6 «Оскаров» из 14 возможных. Создатель фильма Дэмьен Шазелл (32 года) стал самым молодым оскароносным режиссером за всю историю премии. Звание лучшей актрисы присвоили Эмме Стоун за роль восходящей звезды Мии. Голливудские академики также отметили оператора «Ла-Ла Ленда» Линуса Сандгрена, композитора Джастина Гурвица, песню City of Stars и художников-постановщиков, признанных лучшими среди прочих номинантов. 

Читайте также: «Оскар-2017»: все номинанты 89-й кинопремии

Любопытно, что трагикомическая картина о любви двух мечтателей, несмотря на все прогнозы и ожидания, все-таки не стала лучшим фильмом, уступив ЛГБТ-драме Барри Дженкинса «Лунный свет» (Moonlight). Завладеть золотой статуэткой ей не помогли даже «старания» консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC): отвечающая за подсчет голосов организация, вручила актеру Уоррену Битти конверт с именем лучшей актрисы (Стоун «Ла-Ла Ленд») во время объявления лучшего фильма. Изрядно замешкавшись, Битти назвал кинокартиной года мюзикл Шазелла. После случившегося конфуза руководители PwC извинились и пообещали выяснить причины несуразной ошибки. Да уж, все это смахивает на злой троллинг.

В предыдущей статье я успела немного рассказать о своих впечатлениях от просмотра «Лунного света» и в связи с его триумфальной победой дополню ранее сказанное. Несмотря на многочисленные упреки в адрес фильма о якобы «идеальном оскароносном сюжете» (неблагополучные районы Америки, темнокожие, гомосексуализм, наркотики), он оказался достоин премии по совсем иным причинам.

Читайте также: Концовки оскароносных фильмов собрали в одном ролике

Барри Дженкинс, не имея за плечами громких работ, умудрился снять красивое художественное кино, которое уже сравнивают с поэтическими фильмами гонконгского мастера Вонга Кар-Вая. Визуальная часть «Лунного света» зачастую многословнее его персонажей, а живописность кадров столь же важна, как и сюжетная линия. Жизненные перипетии главного героя Широна сопровождаются восхитительной музыкой, написанной известным композитором Николасом Брителлом. Художественные составляющие и расставленные в фильме акценты поднимают эту историю выше обыденности, спекуляций и чисто американской проблематики. Эта тихая душевная драма рассказывает зрителю о человеческой жизни, отнюдь не светлой и далеко не безмятежной.

«Судьбу не выбирают», — утверждают создатели «Лунного света», показывая нам непростой путь Широна. Мальчик, страдающий от выходок матери-наркоманки, находит утешение в обществе заботливого драгдилера. С одной стороны, мужчина всячески поддерживает беззащитного ребенка, а с другой, продолжает продавать дурь его ненадежной мамаше. Можно сколько угодно говорить о том, что каждый сам вершит свою судьбу, но в конечном счете мы часто уподобляемся тем, кто оказал на нас наибольшее влияние. Вот и у Широна нет иного выбора и уже будучи взрослым мужчиной, он перевоплощается в своего главного наставника. Он не знает и не видит другой жизни, поэтому и выбирает знакомый ему скользкий путь.

Это история о человеке одиноком, о человеке, чья жизнь крепкими нитями связана с теми немногочисленными людьми, проявившими к нему доброту и понимание. Такое видение этой картины позволяет мне противится мнениям, имеющим место в сети, что якобы «Лунный свет» — картина о далеких к нашей реальности американских проблемах.

За роль драгдиллера Махершала Али получил свой первый «Оскар» как лучший актер второго плана и стал первым мусульманином, который удостоился этой почетной награды. Золотой статуэткой наградили и сценарий фильма, являющийся адаптацией пьесы Тарелла МакКрейни «В лунном свете черные мальчики выглядят голубыми» (In Moonlight Black Boys Look Blue).

Двигаемся дальше, лучшим актером стал Кейси Аффлек, сыгравший сантехника Ли в драме Кеннета Лонергана «Манчестер у моря» (Manchester by the Sea). В его копилке также «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. «Манчестер…» — фильм сильный и достойный зрительского интереса. Я предполагала, что киноакадемики уделят ему больше внимания. Но спасибо и на том, что есть.

Лучшей актрисой второго плана вполне ожидаемо назвали Виолу Дэвис, воплотившую на экране домохозяйку Роуз в фильме Дензела Вашингтона «Ограды» (Fences). Не было никакой интриги и в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», в которой победила ирано-французская драма «Коммивояжер» (Forushande) оскароносного режиссера Асгара Фархади. Создатель фильма отказался посетить церемонию из-за антимиграционной политики Дональда Трампа. Ожидаемая и вполне заслуженная победа у мультфильма «Зверополис» (Zootopia), поднимающего на поверхность многочисленные социальные проблемы.

Лучшим документальным фильмом 2016 года стал «О. Джей: Сделано в Америке» (O.J.: Made in America), вошедший в историю «Оскара» как самая продолжительная картина (450 минут). Документалка раскрывает подробности скандала с участием американского футболиста и актера Орентала Джеймса Симпсона, подозреваемого в двойном убийстве. Делу Симпсона также был посвящен первый сезон сериала «Американская история преступлений» (American Crime Story), который в этом году получил два «Золотых глобуса»

Читайте также: «Оскар-2017»: 15 претендентов на «Лучший документальный фильм»

Добавить комментарий