Искусство аутсайдеров: другая сторона творчества

Сегодня цивилизация достигла такого уровня, что человечество уже тяжело чем-либо удивить, тем более, когда и будущие достижения предсказывают на каждом шагу. Привычной обыденностью стала вторичность многих так называемых изобретений, и из-за отсутствия глобально новых открытий появилось чувство скуки и пресыщенности. Такая же унылая обстановка сложилась и в мире искусства.

Постмодерн не создает ничего нового, его творчество либо излишне замысловато, либо чересчур тривиально, но, к сожалению, без оригинального почерка. И в эту специфическую эпоху самые пытливые умы планеты проявили повышенный интерес к аутсайдер-арту – искусству не молодому, но особенному.

augustin lesage at work in his studio

Аутсайдер-арт, оно же искусство аутсайдеров, имеет разные составляющие: ар-брют (франц.) или  роу-арт (англ.), искусство медиумов и частично наивное искусство. Аутсайдер-арт и ар-брют поначалу были синонимами одного и того же типа творческого выражения. Однако впоследствии в понятие аутсайдерского искусства были включены новые категории и ар-брют из синонима превратился в один из его компонентов.

dr-barfodПервым классифицировал ар-брют (с фр. — грубое искусство) француз Жан Дюбюффе, отсюда и соответствующее название. Он восхищался и вдохновлялся этим искусством, называя его «антикультурным» за свою первозданность и свободу от норм и шаблонов. Художник не только копировал стиль ар-брюта в своих картинах и скульптурах, но и усердно коллекционировал предметы этого творчества.

Итак, ар-брютом принято считать художественные произведения, выполненные руками маргинальных слоев общества, людей, существующих вне рамок социальной культуры. Отличительной его особенностью является отсутствие профессиональных навыков у творцов. Они не имеют представления о канонах создания предмета искусства, не имеют соответствующего образования, да и вовсе не считают себя художниками. Из-за тех или иных преград в общении с внешним миром, эти авторы выражают свои внутренние идеи непосредственно, грубо и самобытно.

Известно, что рождение ар-брюта произошло в психиатрических палатах. Если бы в начале прошлого века врачи этих заведений не начали собирать творения своих подопечных, то, возможно, сегодня их уникальное творчество по-прежнему считалось бы недостойным внимания широкой публики. Накопив большую коллекцию талантливых произведений, психотерапевты пришли к выводу, что каждый человек, в независимости от того, болен он или здоров, испытывает потребность в самовыражении. В те времена такая необычная коллекция публиковалась лишь в некоторых книгах, сегодня же музеи аутсайдерского искусства разбросаны по всему миру. Одним из таких является Живой музей в Нью-Йорке, который служит не только галереей, но и арт-студией для пациентов местной психиатрической больницы. В нем можно наблюдать как творческие процессы, так уже и готовые предметы искусства. Более того, аутсайдер-арт даже разросся до масштабов международных выставок, например, таких как Венецианская биеннале. «Грубое» творчество не только смотрят, но и коллекционируют.

В характеристике ар-брюта следует уточнить, что ценными являются художественные работы не каждого душевнобольного, а, естественно, лишь того, кто действительно талантлив. К таким общепризнанным гениям причисляют: Адольфа Вельфли, Луиса Уэйна, Луиса Маркуссена, Алоизу Корбаз, Александра Лобанова и др.

1278509705_schirn_presse_weltenwandler_alo__239_se_bas_et_haut_1Также к аутсайдерскому искусству относят творчество заключенных, инвалидов, людей с ограниченными возможностями (аутистов, с синдромом Дауна) (Джудит Скотт, Стивен Уилтшир, Джеймс Касл)  и даже тех, кто рисует чужие образы – медиумов (Мадж Гилл, Огюстен Лесаж). Типичными представителями считаются и замкнутые, асоциальные люди, ведущие обособленную жизнь и мало контактирующие с внешним миром (Генри Даргер, Мортон Бартлетт). Настоящим источником вдохновения аутсайдер-арт стал и для экспрессионистов и сюрреалистов, образы и цвета которого они периодически использовали в своих творениях.

 

tumblr_n662mcP48Y1qifptgo1_500Сегодня это искусство, на порядок отличающееся от типичного арта, популярно и востребовано не только в узких кругах. Будучи многие десятки лет полулегальным и мало кому известным, ныне его признают и музеи, и арт-рынки. С одной стороны, простой зритель стал ближе к маргинальному творчеству, что расширяет мировоззрение первого, и актуализирует второе. Но с другой, выйдя из тени, аутсайдер-арт привлек к себе внимание самозванцев, выдающих свои деяния за неординарные и самобытные вещи.

Однако стоит помнить, что это искусство не приемлет какой-либо стандартизации, академизма или подражания, и тот, кто считает, что создает ар-брют, уже определено создает что угодно, но только не его. Ведь это уникальное творчество отнюдь не для широкой публики и оно не затрагивает общественных тем. Его художники творят спонтанно и исключительно для себя. И то, что сегодня мы можем наблюдать за этим сугубо индивидуальным процессом, является исключительной возможностью, которой не было у предыдущих поколений.

Читайте также: Арт-терапия: искусство против болезней

curlicuesculpture180dpi

Добавить комментарий