Поль Сезанн: история противоречивого художника из Экса

Paul_Cézanne

Поль Сезанн в своей студии. Фото: pinterest.com

«Отец всех нас» — почтительно называл Пабло Пикассо французского живописца Поля Сезанна, который повлиял на развитие кубизма, лучизма и «симультанной» живописи. Великий художник родился в этот день, 19 января, в 1839 году.

Paul_Cezanne_-_Morning_View_of_L'Estaque_Against_the_Sunlight

«Утренний вид на Л’эстак против солнца» 1882-1883 г.г. Фото: wikimedia.org

Творческий путь Сезанна был нелегок и извилист. С самого раннего детства он получал хорошее образование, которое, однако, не имело ничего общего с живописной наукой. И даже когда в 15-летнем возрасте Поль наконец начал посещать уроки рисования, за свои несколько лет обучения он так ни разу и не удостоился ежегодного приза для лучших учеников. Будущий живописец также несколько раз наведывался в богемный Париж, в попытках получить достойное художественное образование и примкнуть к плеяде таких же начинающих деятелей, ка и он сам.

Jas_de_bouffan

«Парк Жа де Буффан» 1876. Фото: wikimedia.org

Читайте также: Василий Кандинский: как один гений создал новое искусство

В 60-х годах XIX века Сезанн все-таки начал обучаться в Парижской частной академии Сюиса и параллельно работать в столице и в родном городке Экс-ан-Прованс. Свои первые работы художник создавал, вдохновляясь мастерами венецианской школы и французскими живописцами Эженом Делакруа и Оноре Домье.

Paul_Cézanne_-_Bathers

«Купальщицы» около 1894-1905 г.г. Фото: wikimedia.org

Несмотря на влечение к классической живописи, со всеми ее канонами, традиционными формами и сюжетами, Сезанн все же поддавался влиянию времени и разрабатывал свой индивидуальный стиль, отвечающий его внутреннему видению окружающего мира. На ранее творчество художника воздействовал и цветущий в то время импрессионизм. Сезанн даже участвовал в первой выставке импрессионистов, однако ничего кроме разгромной критики в свой адрес не услышал. Та же досадная ситуация, повторившаяся и на третьей совместной экспозиции, окончательно подтвердила, что Сезанн и импрессионисты не одного поля ягоды.

Paul_Cézanne_-_Nature_morte

«Натюрморт» 1895-1898 г.г. Фото: wikimedia.org

Поль был человеком со сложным противоречивым характером, что напрямую влияло на его картины и видение современной живописи. Постоянные сомнения в «правильном» изображении какого-либо явления на полотне приводили к тому, что он пытался объединить несовместимые понятия: классицизм и яркую индивидуальность.

Академическая живопись привлекала Сезанна своей устойчивостью, объемностью и равновесием — именно таким художник хотел показать мир в своих картинах. В отличие от импрессионистов, восхваляющих изменчивость и мгновенность природы, Поль тяготел к постоянству сочетания цвета и формы. Таким образом он пытался сохранить в живописи понятие художественности, дабы творческий произвол не искажал реальную среду. Несмотря на то, что творчество Сезанна относят к постимпрессионизму, он негативно реагировал на творения других постимпрессионистов: Поля Гогена, Винсента Ван Гога и Жоржа Сёра. По его мнению, эти мастера слишком самовольно изображали природу, уходя в индивидуализм, а не в реальное представление окружающего мира.

Paul_Cézanne_-_The_Pond

«Пруд» около 1877-1879 г.г. Фото: wikimedia.org

Читайте также: Первый ученик Айвазовского и отверженный художник-самоубийца

Настоящая слава пришла к Полю Сезанну в возрасте 56 лет после проведения персональной выставки, которую организовал влиятельный издатель и коллекционер Амбруаз Воллар. С тех пор живописец раз и навсегда был признан великим мастером своей эпохи, вдохновившим множество молодых художников.

Paul_Cézanne_-_Le_moulin_sur_la_Couleuvre_à_Pontoise

«Мельница в Понтуазе» 1878. Фото: wikimedia.org

Ключевое место в творчестве Сезанна занимали пейзажи, для написания которых он зачастую использовал лишь три краски — зеленую, голубую и охристую (бледно-желтую). Изображая на своих полотнах объемные геометрические фигуры, художник сам того не ведая дал жизнь новому направлению в изобразительном искусстве — кубизму. Более того, в письмах начинающему Пикассо он советовал рассматривать натуру как совокупность простых форм. Этот совет от признанного мастера молодой художник понял буквально и принялся изображать предметы лишь из цилиндров и конусов.

Paul_Cézanne

Самая дорогая картина Сезанна — «Картежники» (1892-1893). Была продана в 2012 году за $250 млн. Фото: wikimedia.org

Добавить комментарий