Ретрофутуризм, или Назад в будущее

Современная культура изобилует художественными явлениями, среди которых есть как оригинальные, так и пародийные, не так давно вырвавшиеся из оков вторичности. Сегодня эти явления уже обрели свой узнаваемый самобытный стиль.

Ретрофутуризм появился на свет в качестве пародийного жанра. Впервые два антонима retro (назад) и  futurism (будущее) соединили в 1983 году шутки ради. Однако несерьезное отношение создателей не помешало этому термину разрастись до понятий«ретрофутурист» и «ретрофутуристический», что и требовалось для его прочного внедрения в жизнь. Не успело противоречивое слово обжиться на рекламных плакатах, как уже стало определением специфической художественной формы, давно существующей без должного названия.

1900-yilinda-gelecek-hayalleri-74555

Ретрофутуризм возник в недрах научной фантастики еще во времена Жюля Верна и Герберта Уэллса. На страницах своих романов писатели активно размышляли о будущих технологиях и достижениях человечества. Они достоверно предсказывали многие современные открытия, тем самым наглядно демонстрируя, как именно люди прошлых лет видели наши дни.

Своей безграничной вере в технический прогресс Верн посвятил не один впечатляющий роман: «С Земли на Луну» (1865), «Паровой дом» (1880), «Париж в ХХ веке» (1863). Последний и вовсе не был опубликован при жизни автора из-за того, что издатель посчитал французскую столицу 1960-х годов чересчур сумасбродной. Посему удивительные предсказания фантаста стали известны миру лишь в 1994-м. Уэллс же, в свою очередь, рисовал мир будущего настолько четко, что невольно возникает вопрос — откуда писатель мог знать об атомных бомбах в «Освобожденном мире» (1914) или о голосовой почте в «Люди как боги» (1923).

40

50b_1962image124

Сегодня ретрофутуризм вышел за пределы литературы и обосновался во многих областях современной культуры: изобразительное искусство, кинематограф, дизайн, мода и даже видеоигры. К этому своеобразному направлению можно отнести любое произведение, рассказывающее альтернативную историю развития человечества. Например, если бы общество продолжало использовать паровые машины или во Второй мировой войне победу одержала Германия.

Идея ретрофутуризма возникла как пародия на популярный жанр киберпанк. Отличие заключалось в том, что вместо сверхтехнологичного будущего моделировалось прошлое с современными (псевдосовременными) технологиями. Прогресс там двигается в обратную сторону и это позволяет увидеть качественно новую цивилизацию, которая при естественном ходе событий не возникла бы. Отсюда уже идет разветвление жанра на стимпанк и дизельпанк.

350226

Стимпанкsteam (пар), punk (протест) – возвращает нас в цивилизацию середины XIX – начала XX вв. Это эпоха паровых машин и раннего капитализма, в оболочку которой  помещается современный мир со своими инновациями. Таким образом, возникает постапокалиптическое пространство, где энергия пара является основой для всех известных механизмов и вымышленных машин. Окружающая среда зачастую выглядит как викторианская Англия либо американский Дикий запад. В основном для стимпанка характерен социально-философский пессимизм и романтизация науки, но бывают и утопические идеи относительно будущего человечества.

В литературе «классический» стимпанк относят к произведениям уже упомянутых Жюля Верна, Герберта Уэллса, а также Марка Твена, Эдгара По и Артура Конан Дойля, а стилизованный — Рональда Кларка («Бомба  королевы Виктории»), Кристофера Приста («Машина пространства»), Джеймса Блейлока («Гомункулус»)Кевина Уэйна Джетера («Ночь Морлока») и др.

В кинематографе антураж XIX века и современные гаджеты, работающие на энергии парового двигателя, можно встретить в телесериале «Дикий, дикий Запад» (1965), в фильмах «Лига выдающихся джентльменов» (2003), «Ван Хельсинг» (2004), «Золотой компас» (2007), «Шерлок Холмс» (2009) и др. Благодаря стимпанку создатели кино добавили совершенно новую краску в палитру мира фэнтези.

Эстетика ретрофутуристического направления оказалась притягательной не только для деятелей искусства, но и для простых людей, использующих стимпанк в повседневной жизни. Ему нашли применение, начиная от дизайна своего жилища и заканчивая викторианской стилистикой в повседневной одежде. Поклонники жанра даже сформировали новую субкультуру (особо популярную в Японии), отличительной чертой которой является следование художественным принципам XIX века и активное использование современных технологий.

steampunk-insomnia-hats-_57706-15

1356505442_stimpunk1

Что же касается дизельпанка, то здесь исторический период охватывает 20-50-е гг. XX века – время поршневого двигателя внутреннего сгорания и расцвета индустриального производства. В этом жанре есть вся современная техника, но выглядит она так, словно мир замер в 30-х годах и больше не менялся. Период дизельпанка совпадает с расцветом сюрреализма, напрямую влияющим на его специфику: холодная атмосфера заводов и механизмов является ключевым компонентом жанра. Изображая гигантские ржавые конструкции, сюрреалисты передают угнетающий мир нового века. Гигантомания настигает все изобретения человечества: небоскребы, судна, дирижабли. Планета, в свою очередь, — маленькая и уязвимая. Человеческие отношения на фоне технологического прогресса пребывают в окончательном упадке.

Для дизельпанка характерны гениальные бедняки-изобретатели, лучевое оружие, энергетические установки, милитаризм и щедрый расход ресурсов. В прошлом люди были уверены, что бурное индустриальное развитие спровоцирует застройку Земли сплошными небоскребами и обеспечит человечество маршрутными дирижаблями.

maxresdefault

Яркий пример дизельпанка в литературе — фантастический роман Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» (1927) о создании аппарата, испускающего тепловой луч. С его помощью главный герой добывает золото из недр Земли и становится мировым диктатором. Подобная тематика с изобретением уникального механизма, позволяющего подчинить себе человечество, является ведущей в этом жанре.

Широкое распространение «дизельная эпоха» получила также в мире видеогр, откуда собственно и возникло само понятие dieselpunk. Лучшие представители: Final Fantasy VII, Bioshock, Fallout 3, Wolfenstein и др.

В кинематографе дизельпанк явление редкое, но от того не менее интересное. Стоит обратить внимание на драму «Бразилия» (1985), триллер «Небесный капитан и мир будущего» (2004), а также франшизу «Безумный Макс», там можно увидеть все известные на сегодняшний день приспособления, стилизованные под представления людей из прошлого века.

Особое внимание уделила направлению ретрофутуризма анимация, в частности всемирно известный японский режиссер Хаяо Миядзаки: «Небесный замок Лапута» (1986), «Порко Россо» (1992), «Ветер крепчает» (2013).

des-himmel-tapete-der-zustelldienst-tapete-hexe,1920x1080,40357

1230283856_4e58951ce1eb

JP-photosub2-rev2-MMFR

Эстетика ретрофутуризма ныне востребована и задействована во многих видах искусства, что уже является признаком самостоятельности жанра, вышедшего за рамки пародии на киберпанк. Популярность ретрофутуризма можно объяснить тем, что общество, живущее в бешеном ритме прогрессивного XXI века, попросту ностальгирует о прошлом, где все кажется простым и понятным. Стремление воспроизвести атмосферу ушедшего времени приводит к интересным экспериментам в создании художественной формы, имеющей свои узнаваемые черты.

Читайте также: «Мне нравится беременный мужчина», или Кто родил русский футуризм

 

Добавить комментарий