Робер Делоне и его колоритный орфизм
![]() Робер Делоне. Фото: pinterest.com В этот день, 12 апреля 1885-го года родился выдающийся художник-новатор Робер Делоне, придумавший яркий беспредметный орфизм (фр. orphisme). Новый стиль живописи продержался на пике популярности недолго, однако оставил после себя эффектный след. Коренной парижанин Делоне с самого детства был очарован цветами и солнцем, наблюдение за которыми привило ему тонкое восприятие цвета и света. Любовь к живописи возникла благодаря родному дяде, воспитывавшему юного Робера после развода родителей. Будучи традиционным художником, он постоянно конфликтовал со своим племянником, который писал картины в совершенно иной манере. С этой поры и началось становление будущего авангардиста, предпочитающего смелые эксперименты вместо предсказуемых сюжетов. Первые работы Делоне были выполнены в манере неоимпрессионизма и кубизма. По мнению экспертов, большое влияние на художника оказал величайший живописец всех времен и народов Поль Сезанн. Раннее творчество парижанина являлось монохромным, однако время шло и в его палитре возникали теплые и сочные цвета. В 1910-х годах художник вышел за собственные творческие рамки и принялся писать картины в манере орфизма, который не появился бы на свет без помощи Сони Делоне и Гийома Аполлинера. ![]() «Les Bords de la Yèvre», 1903. Фото: commons.wikimedia.org ![]() Портрет Анри Карльера, 1906. Фото: commons.wikimedia.org ![]() Портрет Жана Метценже, 1906. Фото: wikipedia.org Жена Робера Соня (настоящее имя Сара Штерн) — уроженка Полтавской губернии, эмигрировала во Францию в 20-летнем возрасте. В Париже начинающая художница встретила своего будущего мужа и коллегу по творческому цеху, с которым она и создала новое авангардное течение. Своеобразный вид кубизма в работах четы Делоне получил романтичное название орфизм благодаря их другу, поэту и критику Гийому Аполлинеру. Столь оригинальный термин возник в честь имени музыканта из древнегреческой мифологии Орфея, олицетворявшего могущество искусства. Для орфизма была характерна динамичная живопись, основу которой составляло движение. Динамика на картинах возникала благодаря сопоставлению контрастных цветов. Свои образы орфисты создавали из простых цветовых сочетаний, которые были организованы особым образом. Наиболее распространенной формой на полотне был круг, в пределах которого сливались воедино и рождались новые яркие краски. ![]() «Марсово поле: Красная башня», 1911. Фото: wikipedia.org ![]() «Солнце и луна», 1913. Фото: pinterest.com ![]() «Обнаженная с книгой», 1915. Фото: commons.wikimedia.org ![]() «Португалка», 1916. Фото: commons.wikimedia.org ![]() «Графин», 1916. Фото: commons.wikimedia.org При участии жены Робер также разработал понятие симультанизма (фр. simultanée — одновременный) — взаимопроникновение предметов на полотне, достигаемое за счет игры цвета и света. Супруги все время экспериментировали с красками в поисках новых средств выразительности, попутно изучая теоретические труды других исследователей этой отрасли. Немаловажную роль сыграл в творчестве Делоне и труд русского авангардиста Василия Кандинского «О духовном в искусстве». После его прочтения француз отдал предпочтение абстрактной живописи, реализуя свои идеи с помощью отдельных элементов. Однако сам Делоне не считал свою живопись беспредметной, несмотря на огромное количество картин, изображающих диски и так называемые ритмы. Робер не стремился, как другие абстракционисты, отрезать искусство от природы, а наоборот, черпал вдохновение из наблюдений за окружающей средой. Творчество сооснователя орфизма оказало непосредственное влияние на многих художников той поры, среди которых был и украинский кубофутурист Александр Богомазов, дополнивший его методику собственным видением. ![]() «Manège de cochons», 1922. Фото: commons.wikimedia.org ![]() «Дань уважения Блерио», 1922. Фото: commons.wikimedia.org ![]() «Ритм, жизнерадостность», 1930. Фото: commons.wikimedia.org ![]() «Ритм №1″, 1938. Фото: commons.wikimedia.org Робер Делоне ушел из жизни во Время второй мировой войны в результате безуспешной борьбы с раком. Читайте также: Украинские передвижники: национальная живопись Николая Пимоненко |