Услышать мир: «Акустическая Медитация» Полины Оливерос

Медитация и электронная музыка в моем понимании (до написания этой статьи) были вещами несовместимыми и попросту взаимоисключающими. Как известно, чаще всего во время медитации для достижения определенного душевного состояния следует абстрагироваться как от внешних раздражителей, так и от внутренних. Поэтому синтез такой духовной практики со специфическими звуками извне представлялся мне чем-то крайне нестандартным.

pauline-oliveros

Полина Оливерос. Фото: pinterest.com

Однако американский композитор Полина Оливерос (1932-2016) смогла успешно соединить эти два разных явления в единое целое, разработав музыкальную концепцию под названием «Акустическая Медитация».

А теперь обо всем по порядку. Оливерос, ощутившая призвание к музыке еще ребенком, уже в 16-летнем возрасте решила стать композитором и была им всю свою жизнь, вплоть до последних дней. В середине прошедшего ноября были запланированы три больших ее концерта в Нью-Йорке, а уже 25-го числа Полины не стало.

Свой творческий путь Оливерос начала в качестве классического музыканта, играла на аккордеоне и писала произведения для хора. Однако вскоре, после знакомства с революционными музыкантами Терри Райли (пионер минимализма), Стюартом Демпстером и Мортоном Суботником, Полина перенаправила свой талант на создание современной электронной музыки. В тандеме с коллегами она организовала Центр музыкальных записей в Сан-Франциско и впоследствии он стал ядром электроники на западе США.

Известно, что помимо музыки Оливерос активно увлекалась восточными боевыми искусствами и духовными практиками. Ее регулярные занятия карате увенчались черным поясом, а уроки тайчи и вовсе подтолкнули к новым горизонтам. Полина почувствовала взаимосвязь между этими движениями и ее музыкой, и впоследствии разработала методику «Глубокого Слушания» (Deep Listening), а также явила миру свою «Акустическую Медитацию» (Sonic Meditations).

Еще до того, как эта неординарная концепция окончательно обрела свою форму, ее автору удалось поработать с хореографом Элейн Саммерс, обучающей чувствовать сигналы своего тела за счет осознанных движений. Саммерс утверждала, что серьезные физические зажимы появляются в результате различных социальных запретов. Эта идея и стала основополагающей в музыкальной медитации Оливерос.

Свою работу — партитуру Sonic Meditations, состоящую преимущественно из текста, а не из нот, Полина опубликовала в 1971 году. Америка в это время переживала кровавые события Вьетнамской войны и еще не отошла от убийства Роберта Кеннеди. Целями этой работы являлось расширение общественного сознания и терапевтическое воздействие за счет сфокусированного прослушивания окружающих звуков. Полина предлагала соединить в одном комплексе дыхательные и психологические техники, добавив к ним движения из боевых искусств. И все это сопровождалось внимательным прослушиванием звучаний внешнего мира, которые должны были вызвать длительные изменения в теле и разуме.

Через 20 лет Оливерос расширила свою концепцию, добавив понятие «Глубокого Слушания». В результате чего даже появилась группа The Deep Listening Band (Полина, Дэвид Гэмпер, Стюарт Демпстер), которая записывала музыку в необычных местах: соборах, пещерах и подземных резервуарах — там, где можно услышать наибольший звуковой резонанс. Идея Оливерос — развитие способности осознанно и глубоко слушать звуки окружающей среды и музыку — легла в основу ретритов (выездных духовных практик), на которых участники во время медитаций старались раскрыть свои творческие навыки.

Читайте также: Арт-терапия: искусство против болезней

При написании статьи я слушала альбом Deep Listening и невольно ловила себя на мысли, что эта мистическая и величественная музыка действительно вводит мое сознание в некий транс, что иногда мешало концентрации на тексте и из-за чего приходилось убавлять громкость. Думаю, что если полностью отдать себя на «растерзание» этим мелодиям в тандеме с необходимыми физическими упражнениями — вполне возможно достигнуть впечатляющего душевного состояния.

Добавить комментарий