Василий Кандинский: как один гений создал новое искусство

kandinski

Василий Кандинский. Фото: Pinterest.com

В этот день, 16 декабря, 150 лет тому назад родился один из основателей абстрактной живописи Василий Кандинский. Некоторые искусствоведы считают, что именно он создал первую в мире беспредметную картину, положив начало совершенно новой, ранее не виданной живописи.

Известно, что художник-новатор родился в Москве в состоятельной семье, а в пятилетнем возрасте переехал в Одессу. Там отец Кандинского руководил чайной фабрикой, а Василий тем временем учился рисовать и играть на музыкальных инструментах. Однако эти увлечения могли бы бесследно исчезнуть из его жизни, если бы он вовремя не свернул с выбранного пути. До 30 лет Кандинский, получивший юридическое образование, преподавал в Московском университете. Его карьера шла в гору (Кандинскому предложили место профессора в одном из старейших университетов Эстонии), когда он решил все бросить и посвятить жизнь творчеству. «Виновниками» такой кардинальной перемены стали Клод Моне и Рихард Вагнер, поразившие будущего художника своими творениями.

kandinskii

«Пестрая жизнь» 1907. Фото: Pinterest.com

kandinski

«Осенний пейзаж с лодками» 1908. Фото: Pinterest.com

kandinskii

«Улица в Мурнау с женщинами» 1908. Фото: Pinterest.com

Обучаться тонкостям живописи Кандинский отправляется в Германию, где и пройдет большая часть его творческой жизни. Пребывая в авангардной атмосфере, уже вскоре после начала обучения в Мюнхенской академии художеств, Василий Васильевич создает собственную школу и преподает другим студентам. Смена деятельности сказывается и на личной жизни мастера, между ним и его ученицей Габриэль Мюнтер возникает роман, Кандинский расстается с первой женой.

Вместе с возлюбленной он отправляется в длительное путешествие по Европе и Северной Африке, приезжает в Москву и Одессу. В это время Кандинский пребывает в творческом поиске, пишет яркие пестрые пейзажи и вдохновляется славянской тематикой. Абстракция еще не овладевает его разумом, но уже на тот момент мастер постепенно прощается с реализмом, создавая все более смелые и неординарные творения.

kandinskii

«Композиция VII» 1913. Фото: Pinterest.com

kandinskii

«Импровизация 35″ 1914. Фото: Pinterest.com

kandinski

«Композиция VIII» 1923. Фото: Pinterest.com

Начиная с 1910-го года художник экспериментирует с формой и цветом, новые картины избавляются от предметов и становятся более динамичными. А через два года Василий Васильевич уже подробно описывает абстракционизм в своей книге «О духовном в искусстве».  Эта работа является первым теоретическим материалом о беспредметном творчестве, в ней автор предполагает, что внутреннее содержание искусства становится явным за счет воздействия на человека своими ритмами и красочными созвучиями. В связи с началом Первой мировой войны, мастер покидает Германию до лучших времен. В отъезде Кандинский углубляет толкование абстрактной живописи в новой книге «Точка и линия на плоскости»:

Выключение предметности из живописи ставит, естественно, очень большие требования — способности переживать чисто художественную форму. От зрителя требуется, стало быть, особое развитие в этом направлении, являющееся неизбежным.

Вернувшись в Москву, Кандинский все отчетливее и осознаннее уходит в абстракцию, что становится неприемлемым для его художников-соотечественников. Мастер активно участвует в работе различных образовательных учреждений, преподавая живопись и занимаясь организаторской деятельностью. Коллеги Кандинского в штыки воспринимают его нестандартное творчество, отрицая новаторские идеи и препятствуя их распространению. Неудивительно, что вскоре художник навсегда покидает свою родину. С внедрением в массы социалистического реализма в музеях СССР больше не остается места для картин абстракциониста.

wassily-kandinsky

«Композиция IX» 1936. Фото: Pinterest.com

kandinskii

«Доминирующая кривая» 1936. Фото: Pinterest.com

sky-blue

«Небесно-голубое» 1940. Фото: Pinterest.com

Со своей второй женой Ниной Андреевской живописец возвращается в Германию, где для него находится место в школе Баухаус. В этом месте Василий Васильевич продолжает провозглашать свои революционные концепции, изменяя как само искусство, так и и представление о нем. Его картины, состоящие из точек, линий, геометрических фигур и символов, получают новые космологические сюжеты. В этот период Кандинского пленяет идея создания произведения, в котором будут соединены все виды искусства. В результате творческих экспериментов рождается сценическая композиция «Желтый свет» — синтез музыки, движения, цвета и пения, а также сценическая версия сюиты Модеста Мусоргского «Картинки с выставки», имевшая успех у публики.

Читайте также: «Мне нравится беременный мужчина», или Кто родил русский футуризм

Однако и в Германии творчество художника подвергается нападкам, нацистская власть закрывает Баухаус и, более того, провозглашает картины Кандинского «дегенеративными». Живописец вынужден покинуть дом и на этот раз уже до конца своей жизни поселиться во Франции. Несмотря на Вторую мировую войну и немецкую оккупацию Василий Васильевич не бросает творчество и не сбавляет скорость, используя порой в качестве материалов лишь гуашь и картон. В этот период в его беспредметных картинах появляются удивительные биоморфные детали, напоминающие живых существ. Любопытно, что мировая слава абстракциониста никоим образом не сказывается на его жизни в Париже, французы не признававшие подобную живопись, относятся к нему холодно. Однако и это не мешает Кандинскому продолжать работу над своей теорией и генерировать новые идеи.

Добавить комментарий