Художница Кара Уокер: откровенно о расизме

Кара Уокер

Кара Уокер. Фото: pinterest.com

Постыдные страницы истории, о которых человечеству хотелось бы навсегда забыть и сделать вид будто ничего и не было, всегда будут жить в нашем сознании благодаря небезразличным творцам. Трагическое прошлое, снова и снова оживающее в искусстве, отрезвляет успокоившуюся современность и расставляет верные акценты. У каждого народа есть свои авторы, идущие под флагом вечной памяти, и для афроамериканцев таким человеком стала откровенная художница Кара Уокер (родилась 26 ноября 1969 года).

Будущая звезда современного американского арта выросла в мультикультурной Калифорнии, где не было расовой дискриминации и гражданского неравенства. Однако в подростковом возрасте Каре довелось переехать на юг страны, в штат Джорджия, где, до Гражданской войны (1861-1865), активно процветало рабство. Тогда Уокер на себе испытала горькие отголоски прошлого, услышав примитивные оскорбления в свой адрес. И что еще более удивительно, во второй половине XX века там все еще можно было лицезреть митинги Ку-клукс-клана.

Шокирующая новая среда обитания направила Кару в творческих поисках к истории американского рабства и расизма, которая и стала ведущей темой ее провокационных работ. Наиболее известными творениями художницы являются масштабные настенные композиции, созданные из сотни бумажных черных силуэтов на белом фоне, и скульптурная инсталляция «Утонченность».

В своих работах автор смешала воедино дискриминацию, как расовую, так и гендерную, насилие, секс и отвращение. В силуэтных картинах она дерзко и решительно подняла вопрос человеческой жестокости между людьми разных рас. В живописных композициях, берущих свое начало из исторических книг, вырисовываются сцены убийств, изнасилований, унижений и прочих событий довоенного Юга. Черно-белые работы, выполненные в стиле циклорам, пестрят несдержанной эмоциональностью и грубым откровением. Кара целенаправленно утрирует внешность афроамериканцев, дабы жестко разграничить их и белых «хозяинов».

kara-uoker

Бумажная композиция Кары Уокер. Фото: pinterest.com

kara-uoker_1

Бумажная композиция Кары Уокер. Фото: pinterest.com

kara-uoker_8

Бумажная композиция Кары Уокер. Фото: pinterest.com

kara-uoker_9

Бумажная композиция Кары Уокер. Фото: pinterest.com

kara-uoker_4

Бумажная композиция Кары Уокер. Фото: pinterest.com

«Утонченность», или «Дивная сладкая детка» — первая скульптура Уорен, женский сфинкс из полистирола, покрытый 80 тоннами белого сахара. Масштабная инсталляция была установлена в заброшенном сахарном заводе Нью-Йорка. Женщина негроидной расы в позе мифического существа представляет собой не что иное, как символ всех рабынь, ставших для своих «владельцев» объектами вожделения, не заслуживающими должного уважения.

Вокруг сахарной афроамериканки расположились дети из патоки, воссозданные по аналогии с некогда популярными расистскими фигурками маленьких рабов, в которые можно было складывать конфеты. Кара не случайно выбрала сахар в качестве основного материала для своих скульптур, ведь именно сахарная промышленность тесно была связана с развитием рабовладения в США.

kara-uoker_3

«Утонченность» Кары Уокер. Фото: pinterest.com

kara-uoker_10

«Утонченность» Кары Уокер. Фото: pinterest.com

kara-uoker_11

«Утонченность» Кары Уокер. Фото: pinterest.com

kara-uoker_7

«Утонченность» Кары Уокер. Фото: pinterest.com

kara-uoker_6

«Утонченность» Кары Уокер. Фото: pinterest.com

Читайте также: Искусство под ногами: что увидел фотограф за 10 лет путешествий

Кричащие проекты Уокер, выполненные в простой и понятной манере из подручных материалов, в свое время стали настоящим откровением и заставили лицезреющих вспомнить и взглянуть на проблемы расизма без мягких фильтров и каких-либо компромиссов.

Добавить комментарий